"Спецэшелоны идут на восток" |
|
Я часто прохожу мимо моего родного дома,
откуда нас выселили в 1944 году. От воспоминаний мне становится не по себе. Чувствую, что надо уходить, уединиться, успокоиться и согласиться: да, было наше, а стало ваше.
А почему так, никто не может мне ответить вот уже 63 года.
Из письма Х. И. Пуланджакли, г. Евпатория
ПРОЛОГ
Несмотря на все усилия НКВД, удачно проведшего греческую операцию 1937 –1938 гг., в Советском Союзе ещё оставалось достаточно много греков. С ними, как и с другими ненадёжными народами, надо было что-то делать.
В этом нелёгком деле война с гитлеровской Германией оказалась союзницей И. Сталина. Под грохот орудий, а порой и под залпы артиллерийских салютов, по-боевому чётко, без имиджевых потерь для страны и себя лично он полностью разобрался с полутора десятками народов и отчасти с греческим.
Но война в 1945 году закончилась, а национальные вопросы остались.
Изменившаяся ситуация в мире, а также статус страны-победительницы уже не позволяли большевистскому режиму без оглядки на мир проделывать со своими гражданами то, что можно было творить с ними еще каких-то восемь-десять лет назад, в эпоху Большого террора и в ходе самой войны.
И хотя пятьдесят восьмая статья УК РСФСР образца 1926 года по-прежнему оставалась в «фаворе» и продолжала активно эксплуатироваться, даже она - всеобъемлющая как само ленинское учение, оказалась неспособной решать новые задачи, вставшие перед партией и лично И. Сталиным. В 1940-е гг. врагами становились не отдельные личности и даже не десятки тысяч представителей ненадежных этносов, а народы целиком – от еще не родившихся младенцев до столетних стариков и старух. Соответственно требовались и новые методы решения.
Если какому-нибудь будущему историку-любителю, не посвящённому в «особенности национальной политики» в СССР попадут в руки документы сороковых годов ХХ столетия, то больше всего, пожалуй, его поразят процессы, происходившие именно в национальной сфере. Он будет изумлён и ошарашен тем, как в стране, строившей самое передовое общество на планете, где вождь любил повторять, что «не бывало и не может быть случая, чтобы кто-либо мог стать в СССР объектом преследования из-за его национального происхождения», десятки народов воспротивились своему счастью.
Невиданный вал предательства захлестнул советскую страну. Один за другим из доверия выходили ингуши и чеченцы, калмыки и крымские татары, балкарцы и карачаевцы… Не меньше того историка поразили бы жестокость, с которой государство рабочих и крестьян разрешало национальные проблемы, «разбираясь» с неугодными народами.
В борьбе с нагрянувшей бедой оно избрало показавшийся единственно верным способ. Целые народы убирались подальше от своих исторических земель и запирались в специально создаваемых резервациях. В депортационную обойму попал и греческий народ Советского Союза.
Депортации стали третьим видом репрессий, которому подверглись греки в советское время и вторым, когда их преследовали «по крови».
Череду репрессий открыло раскулачивание 1929-1933 гг. Оно не носило этнической окраски. Однако, несмотря на то, что в эпоху коллективизации для «изъятия» был избран социально-имущественный критерий, количество греков, подвергшихся высылке с конфискацией имущества, довольно велико.
В наибольшей мере раскулачиванию с последующей высылкой в северные районы Европейской части СССР, на Урал и в Западную Сибирь подверглись приазовские, кубанские, крымские и одесские греки. В меньшей степени раскулачивание затронуло греков Грузии. На родине И. Сталина всё шло с некоторым опозданием: и приход советской власти и коллективизация. Поэтому в Грузии раскулачивание совместили с «греческой операцией» 1937-1938 гг., «изъяв» сразу, согласно директиве № 50215, кулаков-табаководов и «врагов народа» в одном лице.
Завершив греческую операцию, И. Сталин, четыре года спустя, приступил к реализации нового «греческого плана». В течение семи лет – с 1942 г. по 1949 год греки СССР подверглись многократным массовым насильственным переселениям из мест исторического проживания в Казахстан, Среднюю Азию, Урал и Сибирь.
Предлагая читателю свою трактовку трагических страниц из истории греческого народа СССР, я преследую не только очевидную цель восстановления исторической справедливости и сохранения происшедших событий в памяти потомков. Надеюсь, что исследование, основанное на рассекреченных в последние годы архивных документах, помогающих воссоздать объективную картину происшедшего, могло бы стать веским основанием для политической реабилитации греческого народа.
Процесс этот проходит с большими сложностями.
Обострившиеся в последние годы национальные проблемы и этнические конфликты в бывшем СССР - ещё одно обстоятельство, актуализирующее эту работу. Только знание истинных мотивов и причин прошлых трагедий позволит (при наличии политической воли) новым поколениям руководителей страны не наступать на те же грабли.
Основной источниковой базой для написания данной работы послужили архивные материалы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации. Многие из них публикуются впервые. Использованы также материалы архивов других государств и региональных архивов субъектов РФ. Весомую часть материалов предоставили мне сами депортированные и их потомки. Их воспоминания, рассказы, документы и фотографии из семейных архивов в значительной мере облегчили задачу автора. Много ценного почерпнуто из уже опубликованных монографий, посвященных насильственным переселениям в СССР.
В этой книге я посчитал необходимым подробно остановиться на событиях в Греции в 1940-е гг. Помимо стремления утолить читательский интерес к теме «Греция и греки в СССР», мне хотелось при помощи параллельного анализа событий в двух государствах приблизиться к ответу на важный вопрос о возможной обусловленности событий в СССР тем, что происходило в Греции в тот же исторический отрезок.
Конечно, чтобы описать все страдания, выпавшие греческому народу в 1940-е гг. ХХ века, еще не оправившемуся от страшных ударов 1919-1921 гг. и 1937-1938 гг., не хватило бы и десяти томов. Но и того, что вместила книга, достаточно, чтобы уяснить главное: греки СССР разделили со своей страной все кошмары долгой ночи, вошедшей в историю человечества как сталинизм.
Очевидно, что столь сложная и деликатная тема, каковой являются репрессии по национальному признаку, не скоро будет «закрыта». Сегодня, когда она перестала быть табуированной, когда спал первый ажиотажный интерес к ней, требуются объективные по содержанию и спокойные по форме исследования. Они смогли бы значительно сократить число вольных суждений о событиях шестидесятилетней давности и приблизить нас не только к пониманию истории отдельного этноса, но и верно выстроить современную национальную политику.
Автор выражает искреннюю признательность Ассоциации греческих общественных объединений России и ее президенту Ивану Саввиди за постоянную моральную, организационную и финансовую поддержку при подготовке настоящего исследования.
Адресую слова благодарности сотрудникам Государственного архива РФ, Российского Государственного архива социально-политической истории, Государственных архивов Краснодарского края, Свердловской области, Южно-Казахстанской области республики Казахстан, Архивов информационных центров ГУВД Краснодарского края, УВД Вологодской области, а также Генеральному консульству Греции в РФ и лично Генеральному консулу, господину Константиносу Икономидису.
Эта книга увидела свет благодаря бескорыстной помощи моих друзей и сподвижников: Николая Агурбаша, Василия Андреева, Георгии Владыкин-Кацани, Пантелея Гирихиди, Андрея Илиопуло, Ильи Канакиди, Фёдора Карафулидиса, Василия Кивелиди, Константина Кивриди, Ивана Мармалиди, Евгении Опалич, Александры Пичаджи-Проценко, Яниса Позова, Дмитрия Попандопуло, Христофора Пуланджакли, Константина Сачли, Игоря Тасица, Аллы Темир.
Благодарю создателей сайта soldat.ru за предоставленные топографические карты, а также всех, кто поделился со мной воспоминаниями и материалами из семейных архивов.
Автор
В начало страницы
|